8 ноября 2023 года

8 ноября 2023 года
8 ноября 2023 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков выступил с докладом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
kspso.smolensk.ru
08.11.2023

8 ноября 2023 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков выступил с докладом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Контрольно-счетной палатой Смоленской области в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.

Основные направления бюджетной и налоговой политики области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сохраняют преемственность в отношении приоритетов, определенных ранее, и ориентированы в первую очередь на реализацию основных задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Среди основных задач бюджетной и налоговой политики области на среднесрочную перспективу следующие:

  • сохранение долгосрочной устойчивости экономики и бюджетной системы области в условиях изменения геополитической обстановки и ее влияния на экономическую ситуацию, развитие региональной доходной базы, привлечение инвестиций в экономику региона;
  • стратегическая приоритизация расходов бюджета, направленных на достижение целей и целевых показателей национальных проектов, а также результатов входящих в их состав наших региональных проектов;
  • сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области, безусловное исполнение всех социально значимых обязательств.

Исходя из поставленных задач, определены основные направления налоговой политики области на 2024-2026 годы, среди которых хотелось бы отметить стимулирование экономической и инвестиционной деятельности и поддержку малого и среднего бизнеса - в данном направлении продолжится реализация комплекса мер, направленных на создание комфортных условий для деятельности инвесторов и привлечения инвестиций на территорию области для реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В среднесрочном периоде будут сохранены: инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций; предоставленная инвесторам, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, налоговая преференция в форме освобождения от уплаты налога на имущество, а также внедренный с 2023 года механизм региональных инвестиционных проектов, в рамках которого для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций.

Безусловно, сохраняют свою актуальность и такие направления налоговой политики, как мобилизация доходов; совершенствование администрирования доходов; оценка налоговых расходов области.

Бюджетная политика области ориентирована на обеспечение финансовой стабильности, улучшение качества жизни и благосостояния населения.

Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период следует отметить:

  • формирование реалистичного прогноза поступлений доходов областного бюджета;
  • содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов;
  • реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.

В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития за 2023 год отмечается, что социально-экономическое развитие региона характеризуется положительной динамикой таких показателей, как индекс промышленного производства; индекс производства продукции сельского хозяйства; оборот розничной торговли; объем инвестиций в основной капитал.

Объем валового регионального продукта по прогнозной оценке за 2023 год составит 483,3 млрд. рублей, что на 60,6 млрд. рублей выше ранее прогнозируемого. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за год по оценке составит 103,9 %, что также выше ранее прогнозируемого.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по прогнозной оценке в 2023 году составит 71,0 млрд. рублей, что выше ранее прогнозируемого показателя на 4,8 млрд. рублей.

Индекс потребительских цен (инфляция) за год оценивается в 107,5 %, что на 1,4 процентных пункта выше ранее прогнозируемого.

По прогнозной оценке в 2023 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций составит 46,1 тысячи рублей и это на 10,5 % выше аналогичного показателя за 2022 год; вырастут и реальные располагаемые денежные доходы населения. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения области составит 12,6 % и это ниже показателя предыдущего года.

Для разработки параметров областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предлагается базовый вариант Прогноза социально-экономического развития области, в котором предполагается снижение темпов естественной убыли населения вследствие мероприятий, направленных на развитие здравоохранения, создание благоприятных условий для повышения рождаемости.

В 2024-2026 годах прогнозируется сдержанный рост промышленного производства с темпами роста, обусловленными общей экономической ситуацией в нашей стране. Так, индекс промышленного производства на 2024 год прогнозируется 102,6 %, на 2025 год – 103,1 %, на 2026 год – 103,4 %.

В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так динамика соответствующих индексов с 2024 по 2026 годы составит: 100,9 %, 101,4 %, 101,0 % соответственно.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2024 году прогнозируются в объеме 76,5 млрд. рублей, с индексом физического объема инвестиций в основной капитал 100,5 %; в 2025 году - с соответствующим индексом 101,8 %; в 2026 году - с индексом 102,1 %.

Индекс потребительских цен (инфляция) на 2024-2026 годы прогнозируется в размере по 104,0 %, при сложившейся за 2022 год в размере 110,3 % и оценкой на 2023 год в размере 107,5 %.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в процентах к предыдущему году составят: на 2024 год - 101,1 %, на 2025 год – 102,8 %, на 2026 год – 101,9 %.

Прогнозируется рост численности рабочей силы с 482,0 тыс. человек в 2023 году (по оценке) до 485,0 тыс. человек в 2026 году.

Основные параметры проекта областного бюджета: предлагаемый к утверждению общий объем доходов областного бюджета на 2024 год в сумме 74,2 миллиарда рублей в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2023 год ниже на 7,4 миллиарда рублей или 9,1 %, что вызвано снижением прогнозируемых безвозмездных поступлений и неналоговых доходов к оценке ожидаемого исполнения по этим источникам в 1,6 раза и в 2,5 раза соответственно.

Соответствующая динамика наблюдается и по расходам: общий объем расходов областного бюджета на 2024 год предлагается к утверждению в сумме 71,8 миллиарда рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2023 год на 5,7 миллиарда рублей или на 7,4 %.

Областной бюджет на 2024 год предлагается с профицитом в сумме 2,4 миллиарда рублей при ожидаемом профиците областного бюджета на 2023 год в сумме 4,1 миллиарда рублей.

Верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2025 года предлагается установить в сумме 24,7 миллиарда рублей, что ниже утвержденного верхнего предела областного государственного внутреннего долга на 1 января 2024 года на 2,5 миллиарда рублей или на 9,3 % и составит 40,2 % от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Объем расходов на обслуживание областного государственного долга на 2024 год предлагается к утверждению в сумме 652,2 миллиона рублей, что менее 1 % от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Контрольно-счетная палата считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении.

8 ноября 2023 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей  Вячеславович Циганков принял участие в 3-ем заседании комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса, природопользования и экологии.

В ходе заседания был обсужден проект областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» по предмету первого чтения, а также одобрен ряд региональных и федеральных законодательных инициатив по предметам ведения комитета.

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Контрольно-счетная палата Смоленской области, 2024

8 (4812) 29-15-20 тел./факс.: 8 (4812) 29-10-64
E–mail: ksp@ksp67.ru
Почтовый адрес: 214008, г. Смоленск, площадь Ленина, д. 1

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!