8 ноября 2022 года

8 ноября 2022 года
8 ноября 2022 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков выступил с докладом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
kspso.smolensk.ru
08.11.2022

8 ноября 2022 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков выступил с докладом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

В своем выступлении Алексей Вячеславович Циганков отметил, что Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, областным законом «О Контрольно-счетной палате Смоленской области» рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.

Что касается основных направлений бюджетной и налоговой политики области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов – они сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации, в частности, учтены положения Плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Смоленской области в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного распоряжением Губернатора Смоленской области от 13 сентября 2022 года № 1194‑р.

Основными целями налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов является, с одной стороны, сохранение условий для поддержания устойчивого роста экономики региона, предпринимательской и инвестиционной активности, с другой стороны – сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета.

Для решения задачи стимулирования инвестиционной деятельности, поддержки малого и среднего бизнеса в среднесрочном периоде:

  • будут сохранены ранее установленные налоговые льготы для инвесторов; для организаций, реализующих на территории области проекты на основании концессионных, соглашений о государственно-частном партнерстве, направленные на создание и реконструкцию объектов здравоохранения;
  • будут сохранены: введенный с 1 января 2020 года на территории области инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций и предоставляемая с 2022 года инвесторам, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, налоговая преференция в форме освобождения от уплаты налога на имущество в отношении вновь созданного, приобретенного недвижимого имущества на период от 3 до 10 лет в зависимости от суммарной первоначальной стоимости указанного имущества;
  • с 2023 года планируется предусмотреть внедрение механизма региональных инвестиционных проектов, в рамках которого для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов будет установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций;
  • будет продолжена государственная поддержка для субъектов малого и среднего бизнеса, направленная, в том числе, на смягчение негативных последствий в отраслях экономики, в наибольшей степени зависящих от санкционного давления.

Задаче мобилизации доходов будет способствовать:

  • повышение объемов поступлений в бюджеты области налога на доходы физических лиц за счет создания условий для роста фонда оплаты труда, легализации «теневой» заработной платы, а также проведения мероприятий по сокращению недоимки по налогу на доходы физических лиц;
  • увеличение налоговой базы по налогу на прибыль организаций за счет реализации инвестиционных проектов на территории области, а также повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности области;
  • вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход;
  • установление на 2023 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории области, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Будет продолжена работа:

  • с органами власти всех уровней в части качественного администрирования доходных источников бюджета;
  • по оптимизации состава региональных налоговых льгот и преференций с учетом результатов ежегодной оценки их эффективности;
  • по созданию условий для развития малых форматов торговли в муниципальных образованиях области, в том числе легализации незаконно установленных нестационарных торговых объектов, что в свою очередь обеспечит рост поступлений в местные бюджеты.

Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период следует выделить:

  • формирование реалистичного прогноза поступлений доходов областного бюджета;
  • первоочередное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств области;
  • принятие новых расходных обязательств исключительно по вопросам, отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на основе их тщательной оценки и при наличии источников финансирования для их гарантированного исполнения.

Бюджетная политика области будет направлена на:

  • сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
  • обеспечение выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы не ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне;
  • проведение долговой политики области с учетом реализации мероприятий, обеспечивающих выполнение условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета области;
  • стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований области к повышению уровня финансовой самодостаточности местных бюджетов.

В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития области за истекший период 2022 года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития за 2022 год - введение санкционных ограничений в отношении Российской Федерации и изменение условий внешней торговли привели к замедлению или снижению динамики большинства экономических показателей, что в целом не могло не отразиться на ранее прогнозируемых показателях социально-экономического развития области.

Объем валового регионального продукта по прогнозной оценке за 2022 год составит 397,4 млрд. рублей, что на 30,6 млрд. рублей ниже ранее прогнозируемого. Индекс физического объема валового регионального продукта по оценке составит 95,8 %, при ранее прогнозируемом 101,8 %.

Индекс промышленного производства по оценке составит 95,7 % или на 6,0 процентных пунктов ниже ранее прогнозируемого (101,7 %).

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по оценке составит 113,5 %, что выше ранее прогнозируемого (105,0 %) на 8,5 процентных пункта.

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», по оценке составит 81,1 %, что на 23,5 процентных пункта ниже ранее прогнозируемого показателя (104,6 %).

Индекс физического объема оборота розничной торговли по оценке составит 91,0 %, что ниже ранее прогнозируемого показателя (101,6 %) на 10,6 процентных пункта.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по прогнозной оценке в 2022 году составит 58,4 млрд. рублей, что ниже ранее прогнозируемого показателя на 12,3 млрд. рублей.

По оценке индекс физического объема инвестиций за 2022 год в целом составит 74,8 %, что на 26,2 процентных пункта ниже ранее прогнозируемого (101,0 %).

Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается в 117,5 %, что на 13,5 процентных пункта выше ранее прогнозируемого (104,0 %).

По прогнозной оценке в 2022 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций составит 38,0 тысяч рублей.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (от общей численности населения области) в 2022 году составит 17,0 %, что на 2,7 процентных пункта выше показателя предыдущего года (14,3 %).

В результате демографических и миграционных процессов, происходящих в области, среднегодовая численность постоянного населения области за 2022 год по оценке составит 904,8 тыс. человек.

Что касается Прогноза социально-экономического развития области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов:

для разработки параметров областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предлагается базовый вариант Прогноза, предполагающий реализацию плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития области в условиях внешнего санкционного давления, недопущения возникновения риска дестабилизации ситуации в отдельных отраслях экономики области, ухудшения финансово-экономического положения субъектов экономической деятельности и снижения текущего уровня занятости населения. В базовом варианте также предполагается снижение темпов естественной убыли населения вследствие мероприятий, направленных на развитие здравоохранения, создание благоприятных условий для повышения рождаемости.

Валовой региональный продукт на 2023 год прогнозируется в объеме 422,7 млрд. рублей с индексом физического объема 102,1 %, на 2024 год – 450,8 млрд. рублей с индексом физического объема 103,1 %, на 2025 год – 487,3 млрд. рублей с индексом физического объема 104,5 %, что ниже ранее прогнозируемых показателей на 2023-2024 годы на 33,1 млрд. рублей и 40,7 млрд. рублей соответственно.

В 2023-2025 годах прогнозируется сдержанный рост промышленного производства. Так, индекс промышленного производства прогнозируется на 2023 год - 101,9 %, на 2024 год – 102,5 %, на 2025 год – 104,5 %.

Положительная динамика объемов в обрабатывающих производствах, обеспеченная в 2020-2021 годах, по оценке в 2022 году снизится, а в среднесрочной перспективе, согласно Прогнозу, индекс обрабатывающего производства в 2023 году составит 103,7 %, в 2024 году – 102,8 %, в 2025 году – 106,0 %.

Прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства. Так индекс производства продукции сельского хозяйства на 2023 год составит 102,4 %, на 2024 год – 102,6 %, на 2025 год – 102,9 %.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2023 году прогнозируются в объеме 66,2 млрд. рублей, с индексом физического объема инвестиций в основной капитал - 105,3 %, в 2024 году - 77,4 млрд. рублей, с индексом физического объема инвестиций в основной капитал - 110,6 %, в 2025 году - 92,9 млрд. рублей, с индексом физического объема инвестиций в основной капитал - 114,7 %.

Индекс потребительских цен на 2023 год должен составить 106,1 %, а на 2024-2025 годы - по 104,0 %.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в процентах к предыдущему году: на 2023 год - в размере 99,8 %, на 2024 год – 100,0 %, на 2025 год – 103,0 %.

Прогнозируется сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в процентах к общей численности населения с 17,0 % в 2022 году (по оценке) до 16,1 % в 2025 году.

Что касается непосредственно основных параметров проекта областного бюджета:

предлагаемый к утверждению общий объем доходов областного бюджета на 2023 год в сумме 60,5 миллиардов рублей, в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2022 год (66,1 миллиарда рублей) ниже на 5,6 миллиарда рублей или 8,5 %, что вызвано снижением прогнозируемых безвозмездных поступлений и неналоговых доходов к оценке ожидаемого исполнения по этим источникам в 1,4 раза и в 2,6 раза соответственно.

На 2024 год доходы планируются с увеличением к 2023 году на 0,07 %, на 2025 год - с уменьшением к 2024 году на 11,9 %.

Соответствующая динамика наблюдается и по расходам: общий объем расходов областного бюджета на 2023 год предлагается к утверждению в сумме 60,8 миллиарда рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2022 год (65,1 миллиарда рублей) на 4,3 миллиарда рублей или на 6,6 %; на 2024 год расходы планируются с увеличением к 2023 году на 0,1 %, на 2025 год - с уменьшением к 2024 году на 14,1 %.

Областной бюджет на 2023 год предлагается утвердить с дефицитом в сумме 268,8 миллионов рублей. Дефицит областного бюджета на 2024 год должен составить 300,0 миллионов рублей.

Профицит областного бюджета на 2025 год предлагается к утверждению в сумме 1,0 миллиард рублей.

Верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2024 года предлагается установить в сумме 23,7 миллиарда рублей, что выше утвержденного верхнего предела областного государственного внутреннего долга на 1 января 2023 года на 1,1 % и составляет 50,9 % от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений .

Верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2025 года предлагается к утверждению в сумме 24,0 миллиарда рублей (с увеличением на 1,3 %), что составит 49,3 % от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2026 года предлагается к утверждению в сумме 22,5 миллиардов рублей (с уменьшением на 6,0 %), что составит 46,0 % от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Объем расходов на обслуживание областного государственного долга на 2023 год предлагается к утверждению в сумме 452,2 миллиона рублей, с уменьшением к оценке ожидаемого исполнения на 2022 год на 8,8 %.

На 2024-2025 годы объем расходов на обслуживание государственного долга составить соответственно: 452,2 миллиона рублей и 752,1 миллиона рублей – то есть с увеличением к 2024 году в 1,7 раза.

Таким образом, Контрольно-счетная палата Смоленской области считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении.

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Контрольно-счетная палата Смоленской области, 2024

8 (4812) 29-15-20 тел./факс.: 8 (4812) 29-10-64
E–mail: ksp@ksp67.ru
Почтовый адрес: 214008, г. Смоленск, площадь Ленина, д. 1

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!