30 июня 2022 года
30 июня 2022 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 39-ом заседании Смоленской областной Думы, на котором выступил с результатами внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2021 год и представил заключение Контрольно-счетной палаты Смоленской области на проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2021 год».
Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2021 год, которая также включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Проведена финансовая экспертиза проекта областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2021 год» и подготовлено заключение на указанный законопроект.
По результатам анализа представленных отчетных данных об основных показателях социально-экономического развития области за 2021 год отмечается следующее.
Налоговая политика области способствовала продолжению работы по увеличению налогового потенциала за счет повышения инвестиционной активности, совершенствования и оптимизации системы налогового администрирования, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в условиях восстановления деловой и экономической активности на фоне постепенного преодоления последствий, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции.
Меры стимулирования инвестиционной деятельности и поддержки малого и среднего бизнеса носили комплексный и системный характер.
Так наряду с сохранением налоговых льгот для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций и снижения региональной ставки налога на прибыль организаций, был принят областной закон «О льготе по налогу на имущество организаций при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Смоленской области», которым упрощена процедура получения льготы и созданы простые, предсказуемые для инвесторов условия получения налоговых преференций.
Поддержке малого и среднего бизнеса способствовало как продление действия «налоговых каникул» в виде нулевой ставки по патентной системе налогообложения и упрощенной системе налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, так и сохраненный на уровне 2020 года размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Принятые на региональном уровне меры позволили не допустить серьезного снижения экономических показателей, а по ряду показателей - добиться определенных позитивных результатов, которые нашли свое отражение в цифрах основных показателей социально-экономического развития области за 2021 год, так:
- индекс промышленного производства за 2021 год составил 105,0 процентов, что на 2,9 процентных пункта выше прогнозируемого (102,1 процента);
- объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» составил 29,2 млрд. рублей, что больше прогнозного показателя на 13,2 процента и больше отчетного показателя 2020 года, на 2,0 млрд. рублей;
- объем производства продукции сельского хозяйства составил 28,2 млрд. рублей, что меньше прогнозного показателя на 3,8 процента и больше данных 2020 года на 1,5 млрд. рублей;
- объем инвестиций в основной капитал составил 70,3 млрд. рублей, что на 7,2 процента выше прогнозного показателя и на 5,3 млрд. рублей больше, чем в 2020 году;
- оборот розничной торговли по сравнению с 2020 годом увеличился на 20,6 млрд. рублей и составил193,4 млрд. рублей.
Доходы областного бюджета по общему объему за 2021 год исполнены в сумме 63,1 млрд. рублей и в сравнении с 2020 годом увеличились на 6,9 млрд. рублей или на 12,3 процента.
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета исполнены в сумме 45,6 млрд. рублей и в сравнении с 2020 годом увеличились на 9,2 млрд. рублей или на 25,3 процента.
Следует отметить увеличение темпа роста налоговых и неналоговых доходов, так в 2019 году рост по отношению к предыдущему году составил 2,8 процента, в 2020 году – 9,1 процента, в 2021 году – 25,3 процента.
По всем основным доходным источникам, формирующим налоговые доходы областного бюджета, - а ими на протяжении ряда лет остаются: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество организаций – в 2021 году перевыполнены бюджетные назначения и обеспечен рост поступлений в сравнении с 2020 годом.
Изменения прослеживаются в структуре налоговых доходов: доля налога на прибыль увеличилась на 5,2 процентных пункта, причем в сравнении с 2020 годом поступления налога на прибыль выросли на 4,9 млрд. рублей или в 1,5 раза, доля акцизов увеличилась на 1,7 процентных пункта, а в сравнении с 2020 годом поступления акцизов увеличились на 2,4 млрд. рублей или в 1,4 раза.
Безвозмездные поступления за 2021 год составили 17,6 млрд. рублей и в сравнении с 2020 годом уменьшились на 2,3 млрд. рублей или на 11,6 процента.
Одно из основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период – это концентрация расходов на первоочередных и приоритетных направлениях социально-экономического развития. Одним из важных инструментов, обеспечивающих реализацию данного направления, на протяжении ряда лет является программный подход при формировании бюджета области.
Расходы областного бюджета за 2021 год исполнены в сумме 55,6 млрд. рублей.
Областной бюджет сформирован в рамках 32-х областных государственных программ, на реализацию мероприятий которых утверждено 56,8 млрд. рублей, фактическое исполнение составило 54,7 млрд. рублей.
Для достижения целей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», органами исполнительной власти области разработаны региональные проекты, на реализацию которых в областном бюджете в 2021 году были предусмотрены средства в общей сумме 9,8 млрд. рублей, что на 10,1 процента больше, чем в 2020 году. Расходы на исполнение региональных проектов в отчетном году составили 8,6 млрд. рублей, что на 11,7 процента больше, чем в 2020 году.
Сохранена социальная направленность расходов областного бюджета, так на поддержку и развитие отраслей социально-культурной сферы направлено более 34 миллиардов рублей из них:
- на социальную политику - 16,5 млрд. рублей;
- на образование – 11,3 млрд. рублей;
- на здравоохранение – 5,5 млрд. рублей;
- на культуру, физическую культуру и спорт – 1,3 млрд. рублей.
Основным первоочередным и приоритетным направлением является улучшение качества жизни населения области.
На повышение уровня жизни и благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; обеспечение доступности, повышение эффективности и качества социального обслуживания населения; обеспечение благоприятных условий для рождения и воспитания детей; создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной среды; улучшение условий и охраны труда нацелены мероприятия областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области», на реализацию которой направлено 9,8 млрд. рублей или 17,6 процента от общей суммы расходов бюджета за 2021 год.
Расходы на образование, являясь одним из приоритетных направлений расходов областного бюджета в 2021 году, осуществлялись в рамках областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области», на финансирование мероприятий которой направлено 11,7 млрд. рублей или 21,0 процент от общей суммы расходов бюджета за 2021 год, что больше аналогичных расходов 2020 года на 900,7 млн. рублей или на 8,3 процента.
Расходы на реализацию мероприятий областной государственной программы «Развитие здравоохранения в Смоленской области» исполнены в сумме 10,9 млрд. рублей или 19,6 процента от общей суммы расходов бюджета за 2021 год.
На меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и средств областного бюджета было направлено 1,6 млрд. рублей.
Из них 1,2 млрд. рублей - в форме межбюджетных трансфертов бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам с заболеванием новой коронавирусной инфекцией, а также проведения углубленной диспансеризации лиц, перенесших это заболевание, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Суммарный объем указанных трансфертов в 4,3 раза превысил аналогичный показатель за 2020 год.
Расходы на реализацию мероприятий областных государственных программ «Развитие культуры и туризма в Смоленской области» и «Развитие физической культуры и спорта в Смоленской области» суммарно составили 1,6 млрд. рублей, что больше аналогичных расходов 2020 года на 152,7 млн. рублей или на 10,9 процента.
Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период - повышение реалистичности и минимизация рисков несбалансированности бюджета, проведение долговой политики с учетом сохранения безопасного уровня долговой нагрузки на бюджет и реализация мероприятий, обеспечивающих выполнение условий соглашений, заключенных с Министерством финансов , по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
Объем государственного долга области в 2021 году снизился на 4,1 млрд. рублей и составил по состоянию на 1 января 2022 года 25,2 млрд. рублей.
В соответствии с основными условиями соглашений, заключенных Администрацией области с Минфином, область должна была обеспечить на 1 января 2022 года:
- долю общего объема государственного долга на уровне не более 73-х процентов суммы доходов бюджета области за 2021 год без учета безвозмездных поступлений - по итогам года данный показатель составил 55,4 процента (аналогичный показатель за 2020 год составлял 80,6 процента, а за 2019 год – 88 процентов);
- долю коммерческого долга на уровне не более 40-ка процентов суммы доходов бюджета области за 2021 год без учета безвозмездных поступлений - по итогам года данный показатель составил 11,5 процента (аналогичный показатель за 2020 год составлял 38,1 процента).
В составе государственного долга наибольшая часть приходится на задолженность по бюджетным кредитам, по итогам 2021 года она составила 79,3 процента (20,0 млрд. рублей). Задолженность по кредитам кредитных организаций составила 20,7 процента (5,2 млрд. рублей).
Просроченная задолженность по долговым обязательствам по результатам 2021 года отсутствует.
Расходы на обслуживание государственного долга области составили 509,9 млн. рублей, то есть фактический объем расходов на обслуживание государственного долга в 2021 году сложился ниже запланированного на 9,6 процента и ниже аналогичных расходов 2020 года на 21,5 процента.
Приведенные цифры наглядно свидетельствуют об успешном решении задач в сфере долговой политики области.
В целом, проанализировав годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2021 год, а также проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2021 год» и представленные к нему документы, Контрольно-счетная палата не установила оснований, препятствующих принятию областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2021 год».