30 марта 2023 года
30 марта 2023 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 45-ом заседании Смоленской областной Думы VI созыва.
В проект повестки дня заседания было включено 28 основных вопросов и 1 дополнительный, в том числе отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Смоленской области за 2022 год.
Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2022 году осуществлялась на основании плана работы.
В рамках экспертно-аналитического направления в отчетном периоде Контрольно-счетной палатой подготовлено 440 заключений, что на 22 заключения больше, чем в 2021 году.
Из них:
- 193 заключения по результатам экспертизы проектов областных законов в части, касающейся расходных обязательств области, что на 10 больше, чем в 2021 году;
- 247 заключений по результатам экспертизы проектов областных государственных программ (изменений в областные государственные программы), что на 12 заключений больше, чем в 2021 году.
В рамках контрольно-ревизионного направления в отчетном периоде планом работы предусмотрено и фактически проведено 15 контрольных мероприятий в отношении 31 объекта контроля.
По сравнению с 2021 годом – это на 1 контрольное мероприятие больше, при этом количество объектов контроля увеличилось на 3 объекта.
Объем проверенных бюджетных средств составил 1,3 млрд. рублей, из них средства областного бюджета в сумме 810,0 млн. рублей, средства обязательного медицинского страхования в сумме 272,1 млн. рублей, средства местных бюджетов в сумме 170,3 млн. рублей. Кроме того, в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений проверено собственных средств учреждений на общую сумму 141,4 млн. рублей.
По результатам контрольных мероприятий установлено 381 нарушение на общую сумму 634,4 млн. рублей, что в 4,3 раза больше, чем в 2021 году.
Структура нарушений по сравнению с 2021 годом практически не претерпела изменений:
- нарушения при формировании и исполнении бюджетов составили 36 % от общего количества установленных нарушений;
- нарушения ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления и представления соответствующей отчетности - 23 %;
- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 12 %;
- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью - 6%;
- иные нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий, не предусмотренные Классификатором нарушений, составили 23%.
Все, без исключения, результаты контрольных мероприятий приведены в Отчете, который, уважаемые депутаты, имеется у вас на руках. Приведу ряд выводов к которым пришли сотрудники палаты.
Проверка бюджета муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области-получателя межбюджетных трансфертовиз областного бюджета в 2021 году.
Администрацией района не осуществлялась своевременная регистрация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, систематизация и группировка такой информации в регистрах бюджетного учета. По сути регистры бюджетного учета не велись.
Проверка бюджета муниципального образования Шокинского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области, за 2020-2021 годы.
Непоступление в бюджет сельского поселения в 2020-2021 годах неналоговых доходов составило в сумме 126,7 тыс. рублей или 46,9 % от суммы всех неналоговых доходов (270,2 тыс. рублей). Не поступившие в бюджет сельского поселения неналоговые доходы в сумме 126,7 тыс. рублей – это плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем), которая вносилась нанимателями жилых помещений на расчетный счет управляющей организации и не перечислялась управляющей организацией в бюджет сельского поселения.
Кроме того, часть денежных средств в сумме 92,3 тыс. рублей была незаконно израсходована управляющей организацией как на основании обращений Администрации сельского поселения, так и на основании обращений Главы сельского поселения.
Также были выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств: Администрацией сельского поселения в 2020 году осуществлен расход бюджетных средств в сумме 2,3 млн. рублей на содержание дорог, тогда как решением о бюджете и муниципальной программой указанные средства предусматривались на реализацию мероприятий по ремонту автомобильных дорог в рамках дорожного фонда, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств. В 2021 году, сумма истраченных нецелевым образом бюджетных средств составила
Проверка соблюдения порядка предоставления субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Объем проверенных средств за 2019-2021 год в общей сумме составляет 201 462 718,30 рублей, в том числе:
- 2019 год – 67 068 ,0 тыс. рублей;
- 2020 год – 62 672,1 тыс. рублей;
- 2021 год – 71 722,6 тыс. рублей.
Ситуация с финансированием в 2019-2021 годах в городе Смоленске не решает проблемы обеспечения жильем детей-сирот и фактически не оказывает существенного влияния на ликвидацию очередности либо значительное ее сокращение.
Недостаточный уровень ресурсного обеспечения, влекущий низкий уровень предоставления жилья, приводит к длительным срокам ожидания получения жилых помещений детьми-сиротами, у которых возникло право на получение жилого помещения в г. Смоленске.
Численность необеспеченных жильем детей-сирот, у которых право на получение жилых помещений возникло, но не реализовано, в г. Смоленске имела незначительную тенденцию к снижению в 2019-2021 годах. Так, на 1 июля 2019 года численность не реализовавших свое право на получение жилья детей-сирот составляла 163 человека, на 1 января 2020 года – 136 человек, на 1 января 2021 года – 133 человека, на 1 января 2022 года – 188 человек.
Отмечается, что в технических заданиях аукционной документации установлены требования к году постройки здания, а также требования к месту нахождения жилого помещения (кроме определенных улиц). Таким образом в действиях муниципального заказчика имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, в частности в установлении требований к месту нахождения помещения) к площади помещения ( не менее 30кв.м) году постройки здания (не ранее определенного года) не соответствующих требованиям законодательства и влекущих за собой ограничение количества участников электронного аукциона и нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 федерального закона №44-ФЗ.
Проверка целевого эффективного использования средств субсидий, предоставляемых в 2021 году сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной, промышленной техники; на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в рамках реализации областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области. В ходе контрольного мероприятия проведена проверка в пяти хозяйствующих обществах. Общий объем проверенных средств составил 103 829,4 тыс. рублей - средства областного бюджета.
Согласно представленному ООО «Русский лен» Отчету о достижении значений результатов предоставления субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники за 2021 год показатель сохранения посевных площадей льна-долгунца в 2021 году по сравнению с 2020 годом ООО «Русский лен» не достигнут и составил 67 % или 1 700 га при плане 2 524,7 га.
Сумма субсидии, подлежащая возврату ООО «Русский лен» в связи с невыполнением доведенных значений результатов предоставления субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники за 2021 год, составила 7 996,4 тыс. рублей. В целях уменьшения финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей претензионно - судебная работа по возврату субсидий, предоставленных в 2021 году, за невыполнение результатов их предоставления приостановлена до 01.06.2024.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» за 2021 год недвижимое имущество на сумму 20,1 млн. рублей 18 жилых домов, помещение котельной, столовая) не приносящее Учреждению экономические выгоды, и в отношении которого в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, составляет 24 процента от общей стоимости недвижимого имущества Учреждения (83,7 млн. рублей). В настоящее время Учреждением ведется работа по изъятию из оперативного управления данного недвижимого имущества и списании его с бухгалтерского учета.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сычевская межрайонная больница» за 2021 год.
Нецелевое использование бюджетных средств составило 1,2 млн. рублей – направление средств областного бюджета на оплату расходов, которые подлежали оплате за счет средств ОМС и наоборот.
Анализатор газов крови балансовой стоимостью 1 630,7 тыс. рублей, приобретенный Учреждением не введен в эксплуатацию (представлен к проверке в запакованном виде), при этом Учреждением подписан акт ввода оборудования в эксплуатацию, хотя поставщиком данные услуги не оказаны, и произведена оплата в полном объеме. Кроме того, в качестве вредных последствий можно отметить фактическое сокращение срок гарантии на анализатор.
Кроме того проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности трех смоленских областных государственных бюджетных учреждений за 2021 год: «Селезневский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; «Холмовской дом-интернат для престарелых и инвалидов»; «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» . Общая проверенная сумма 52632,8 тыс. рублей. Самое Весомое нарушение - в части оплаты труда работникам учреждений на общую сумму 16,3 тыс. руб. – выплаты за интенсивность и высокие результаты работы при отсутствии порядка осуществления таких выплат.
По результатам проведенных в 2022 году контрольных мероприятий внесено 19 представлений Контрольно-счетной палаты должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления области, а также проверяемых организаций - о принятии мер по устранению нарушений, установленных в ходе контрольных мероприятий.
По фактам нарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностными лицами Контрольно-счетной палаты в 2022 году составлено и направлено в суд 10 протоколов об административных правонарушениях.
В 2022 году в доход областного бюджета поступило 40,0 тыс. рублей административных штрафов по материалам контрольных мероприятий 2021 года.
Всего в 2022 году Контрольно-счетной палатой предъявлено к возмещению в доход областного бюджета средств в сумме 2 036,1 тыс. рублей, на момент подготовки Отчета возмещено в доход областного бюджета средств в сумме 541,3 тыс. рублей.
В рамках взаимодействия в органы прокуратуры области направлено 12 материалов по результатам контрольных мероприятий.
В соответствии с обращениями прокуратуры Смоленской области сотрудники Контрольно-счетной палаты приняли участие в 5-ти контрольных мероприятиях, проводимых областной прокуратурой.
Все пункты плана работы Контрольно-счетной палаты на 2022 год исполнены.