27 ноября 2025 года
27 ноября 2025 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в 22-м заседании Смоленской областной Думы, где выступил с докладами по проектам областных законов «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».
Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.
Основные направления бюджетной и налоговой политики области сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации в условиях внешнего санкционного давления.
Целями региональной налоговой политики является, с одной стороны, обеспечение условий для поддержания устойчивого роста экономики региона, предпринимательской и инвестиционной активности, с другой стороны – сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета.
Достижению поставленных целей, как и в предыдущие годы, будет способствовать решение задач в следующих направлениях:
- стимулирование экономической и инвестиционной деятельности, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса;
- мобилизация доходов;
- совершенствование администрирования доходов;
- проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов.
Одним из основных направлений бюджетной политики Смоленской области на среднесрочный период является достижение национальных целей развития Российской Федерации путем реализации мероприятий областных государственных программ, включающих в себя региональные проекты, реализуемые в рамках национальных проектов, в целях повышения качества жизни населения Смоленской области.
Так, расходы на реализацию областных государственных программ прогнозируются на 2026 год - в сумме 88,7 миллиарда рублей и составляют 97,8 % от общей суммы предлагаемых расходов на 2026 год; на 2027 год в сумме 85,6 миллиарда рублей и на 2028 год в сумме 86,0 миллиарда рублей.
Важным направлением бюджетной политики Смоленской области также является сохранение уровня финансового обеспечения расходных обязательств по первоочередным и социально значимым направлениям.
Отмечается, что областной бюджет на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов сохраняет социальную направленность, удельный вес расходов на отрасли социальной сферы в общем объеме расходов областного бюджета в 2026 году составляет 59,0 %, что больше показателя 2025 года на 1,5 процентных пункта; в 2027 году - 59,0 %; в 2028 году – 58,5 %.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2026 году предлагаются к утверждению ассигнования в общей сумме 3,8 миллиарда рублей, из которых 1,6 миллиарда рублей это меры социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей.
Предварительные итоги социально-экономического развития региона в 2025 году характеризуется положительной динамикой:
- свыше 100 процентов по оценке сложится индекс промышленного производства, индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, индекс физического объема оборота розничной торговли.
Выше чем в 2024 году, по оценке составит объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, реальные располагаемые денежные доходы населения, объем валового регионального продукта.
Для разработки параметров областного бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов предлагается базовый вариант Прогноза социально-экономического развития. Основным драйвером роста выступит внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, удовлетворение которого будет реализовываться за счет развития экономики предложения и последовательного достижения показателей национальных целей развития.
Валовой региональный продукт на 2026 и 2027 годы прогнозируется с индексом физического объема к предыдущему году 101,7 %, на 2028 год – 102,0 %.
Индекс промышленного производства к 2028 году ожидается на уровне 101,6%.
Прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства. Так на 2026 год он составит 101,0 %, на 2027 год – 101,7 %, на 2028 год – 101,3 %.
В предстоящий среднесрочный период прогнозируется поступательный рост объема инвестиций в основной капитал и в 2028 году он составит 151,4 миллиарда рублей.
Индекс потребительских цен (инфляция) на 2026-2028 годы прогнозируется в размере 104,0 %, при сложившемся за 2024 год – 110,3 % и оценкой на 2025 год – 108,2 %.
Прогнозируется сокращение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума исходя из прогнозируемых реальных располагаемых денежных доходов населения, и рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций.
Что касается основных параметров бюджета на 2026 год:Предлагаемый к утверждению общий объем доходов областного бюджета на 2026 год в сумме 89,3 миллиардов рублей, в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2025 год (97,4 миллиарда рублей) ниже на 8,1 миллиарда рублей или 8,4 %.
Снижение общего объема доходов к оценке ожидаемого исполнения обусловлено уменьшением прогнозируемых безвозмездных поступлений на 5,6 миллиардов рублей и неналоговых доходов на 6,6 миллиардов рублей.
Вместе с тем, налоговые доходы, удельный вес которых в общем объеме доходов на 2026 год составляет 81,2 % и основными доходными источниками которых на протяжении ряда лет являются налоги на прибыль, доходы, акцизы, налоги на совокупный доход и налоги на имущество, прогнозируются с увеличением к оценке ожидаемого исполнения на 4,0 миллиарда рублей.
Общий объем расходов областного бюджета на 2026 год предлагается к утверждению в сумме 90,6 миллиарда рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2025 год на 11,1 миллиарда рублей.
Снижение общего объема расходов на 2026 год к оценке ожидаемого исполнения обусловлено в том числе тем, что объем расходов областного бюджета в 2025 году впервые приблизится к отметке 102,0 миллиарда рублей - это рекордная цифра расходной части бюджета области.
Областной бюджет на 2026 год предлагается с дефицитом в сумме 1,3 миллиарда рублей.
Верхний предел областного государственного внутреннего долга по долговым обязательствам Смоленской области на 1 января 2027 года предлагается установить в сумме 23,3 миллиарда рублей, в том числе по государственным гарантиям – 1,5 миллиарда рублей.
В 2027 и 2028 годах прогнозируется уменьшением объема долговых обязательств Смоленской области, в связи с чем верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2028 года предлагается установить в сумме 21,2 миллиарда рублей, в том числе по государственным гарантиям – 1,4 миллиарда рублей, и на 1 января 2029 года – 20,6 миллиарда рублей, в том числе по государственным гарантиям – 1,2 миллиарда рублей.
Контрольно-счетная палата считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении.
Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» и подготовлено заключение.
Структура доходов и расходов бюджета Фонда на 2026-2028 годы не претерпела существенных изменений.
Основную долю в доходах бюджета Фонда в 2026-2028 годах, как и в предыдущие годы, составляют межбюджетные трансферты, получаемые из бюджета Федерального ФОМС - это 99,7 % от общего объема доходов бюджета Фонда.
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2026 год в сравнении с характеристиками, утвержденными на 2025 год, прогнозируется с увеличением на 1,5 %, а на плановый период 2027-2028 годов - предлагается с увеличением к предыдущему году на процент увеличения объема субвенции, передаваемой из бюджета Федерального ФОМС в бюджет Территориального ФОМС – это 13,7 % и 7,3 % соответственно.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2026 год в сравнении с характеристиками, утвержденными на 2025 год, прогнозируется с увеличением на 0,8 %, а на плановый период 2027-2028 годов - предлагается с увеличением к предыдущему году на 13,7 % и 7,3 % соответственно.
Основная доля расходов, как и в предыдущие годы, планируется на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования, она составит 98,7 % в общем объеме расходов бюджета Фонда.
Бюджет Фонда на 2026 год и на плановый период 2027-2028 годов сбалансирован по доходам и расходам.
Контрольно-счетная палата считает основные параметры бюджета Фонда возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в первом чтении.

