23 ноября 2023 года
23 ноября 2023 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 3-ем заседании Смоленской областной Думы VII созыва.
В ходе заседания Алексей Вячеславович Циганков выступил содокладчиком в обсуждении проекта областного закона № 23-7 «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
В своем выступлении Алексей Вячеславович Циганков отметил, что Контрольно-счетной палатой Смоленской области в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.
Основные направления бюджетной и налоговой политики области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сохраняют преемственность в отношении приоритетов, определенных ранее, и ориентированы в первую очередь на реализацию основных задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Среди основных задач бюджетной и налоговой политики области на среднесрочную перспективу следующие:
- сохранение долгосрочной устойчивости экономики и бюджетной системы области в условиях изменения геополитической обстановки и ее влияния на экономическую ситуацию, развитие региональной доходной базы, привлечение инвестиций в экономику региона;
- стратегическая приоритизация расходов бюджета, направленных на достижение целей и целевых показателей национальных проектов, а также результатов входящих в их состав наших региональных проектов;
- сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области, безусловное исполнение всех социально значимых обязательств.
Исходя из поставленных задач, определены основные направления налоговой политики области на 2024-2026 годы, среди которых хотелось бы отметить стимулирование экономической и инвестиционной деятельности и поддержку малого и среднего бизнеса - в данном направлении продолжится реализация комплекса мер, направленных на создание комфортных условий для деятельности инвесторов и привлечения инвестиций на территорию области для реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.
В среднесрочном периоде будут сохранены: инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций; предоставленная инвесторам, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, налоговая преференция в форме освобождения от уплаты налога на имущество, а также внедренный с 2023 года механизм региональных инвестиционных проектов, в рамках которого для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций.
Безусловно, сохраняют свою актуальность и такие направления налоговой политики, как мобилизация доходов; совершенствование администрирования доходов; оценка налоговых расходов области.
Бюджетная политика области ориентирована на обеспечение финансовой стабильности, улучшение качества жизни и благосостояния населения.
Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период следует отметить:
В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития за 2023 год отмечается, что социально-экономическое развитие региона характеризуется положительной динамикой таких показателей, как индекс промышленного производства; индекс производства продукции сельского хозяйства; оборот розничной торговли; объем инвестиций в основной капитал.
Объем валового регионального продукта по прогнозной оценке за 2023 год составит 483,3 млрд. рублей, что на 60,6 млрд. рублей выше ранее прогнозируемого. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за год по оценке составит 103,9 %, что также выше ранее прогнозируемого.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по прогнозной оценке в 2023 году составит 71,0 млрд. рублей, что выше ранее прогнозируемого показателя на 4,8 млрд. рублей.
Индекс потребительских цен (инфляция) за год оценивается в 107,5 %, что на 1,4 процентных пункта выше ранее прогнозируемого.
По прогнозной оценке в 2023 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций составит 46,1 тысячи рублей и это на 10,5 % выше аналогичного показателя за 2022 год; вырастут и реальные располагаемые денежные доходы населения. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения области составит 12,6 % и это ниже показателя предыдущего года.
Для разработки параметров областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предлагается базовый вариант Прогноза социально-экономического развития области, в котором предполагается снижение темпов естественной убыли населения вследствие мероприятий, направленных на развитие здравоохранения, создание благоприятных условий для повышения рождаемости.
В 2024-2026 годах прогнозируется сдержанный рост промышленного производства с темпами роста, обусловленными общей экономической ситуацией в нашей стране. Так, индекс промышленного производства на 2024 год прогнозируется 102,6 %, на 2025 год – 103,1 %, на 2026 год – 103,4 %.
В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так динамика соответствующих индексов с 2024 по 2026 годы составит: 100,9 %, 101,4 %, 101,0 % соответственно.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2024 году прогнозируются в объеме 76,5 млрд. рублей, с индексом физического объема инвестиций в основной капитал 100,5 %; в 2025 году - с соответствующим индексом 101,8 %; в 2026 году - с индексом 102,1 %.
Индекс потребительских цен (инфляция) на 2024-2026 годы прогнозируется в размере по 104,0 %, при сложившейся за 2022 год в размере 110,3 % и оценкой на 2023 год в размере 107,5 %.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в процентах к предыдущему году составят: на 2024 год - 101,1 %, на 2025 год – 102,8 %, на 2026 год – 101,9 %.
Прогнозируется рост численности рабочей силы с 482,0 тыс. человек в 2023 году (по оценке) до 485,0 тыс. человек в 2026 году.
Основные параметры проекта областного бюджета: предлагаемый к утверждению общий объем доходов областного бюджета на 2024 год в сумме 74,2 миллиарда рублей в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2023 год ниже на 7,4 миллиарда рублей или 9,1 %, что вызвано снижением прогнозируемых безвозмездных поступлений и неналоговых доходов к оценке ожидаемого исполнения по этим источникам в 1,6 раза и в 2,5 раза соответственно.
Соответствующая динамика наблюдается и по расходам: общий объем расходов областного бюджета на 2024 год предлагается к утверждению в сумме 71,8 миллиарда рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2023 год на 5,7 миллиарда рублей или на 7,4 %.
Областной бюджет на 2024 год предлагается с профицитом в сумме 2,4 миллиарда рублей при ожидаемом профиците областного бюджета на 2023 год в сумме 4,1 миллиарда рублей.
Верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2025 года предлагается установить в сумме 24,7 миллиарда рублей, что ниже утвержденного верхнего предела областного государственного внутреннего долга на 1 января 2024 года на 2,5 миллиарда рублей или на 9,3 % и составит 40,2 % от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Объем расходов на обслуживание областного государственного долга на 2024 год предлагается к утверждению в сумме 652,2 миллиона рублей, что менее 1 % от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Контрольно-счетная палата считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в первом чтении.
Также в ходе 3-его заседания Смоленской областной Думы VII созыва Алексей Вячеславович Циганков выступил содокладчиком в обсуждении проекта областного закона № 22-7 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
В своем выступлении Алексей Вячеславович Циганков отметил, что Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» и подготовлено заключение.
Структура доходов и структура расходов бюджета Фонда на 2024-2026 годы не претерпели существенных изменений.
Основную долю в доходах бюджета Фонда в 2024-2026 годах, как и в предыдущие годы, составляют межбюджетные трансферты, получаемые из бюджета Федерального ФОМС (субвенция) - это 98,5 % от общего объема доходов бюджета Фонда. Оставшиеся 1,5 % составляют прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, и неналоговые доходы (штрафы, санкции, возмещение ущерба).
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2024 год в сравнении с характеристиками, утвержденными на 2023 год, прогнозируется с увеличением на 11,4 %, а на плановый период 2025-2026 годов - предлагается с увеличением к предыдущему году на процент увеличения объема субвенции, передаваемой из бюджета Федерального ФОМС в бюджет Территориального ФОМС – это 6,9 % и 6,7 % соответственно.
Концепция формирования расходов на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов сохраняет преемственность с бюджетом текущего года: расходы планируются в рамках комплекса процессных мероприятий «Организация обязательного медицинского страхования» областной государственной программы «Развитие здравоохранения в Смоленской области».
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2024 год в сравнении с характеристиками, утвержденными на 2023 год, прогнозируется с увеличением на 10,1 %, а в части объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам других территориальных фондов обязательного медицинского страхования – на 2,0 %, а на плановый период 2025-2026 годов - предлагается с увеличением к предыдущему году на 6,9 % и 6,7 % соответственно, причем как по общему объему расходов, так и в части объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам других территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Основная доля расходов, как и в предыдущие годы, планируется на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, она составит 98,5 % в общем объеме расходов бюджета Фонда, что на 0,1 процентных пункта больше аналогичного показателя 2023 года.
На финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования за счет прочих межбюджетных трансфертов и за счет неналоговых поступлений; мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования - суммарно планируется 1,5 % общего объема расходов бюджета Фонда.
Бюджет Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сбалансирован по доходам и расходам.
Контрольно-счетная палата считает основные параметры бюджета Фонда возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в первом чтении.
23 ноября 2023 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 3-ем заседании Смоленской областной Думы VII созыва.
В ходе заседания Алексей Вячеславович Циганков выступил содокладчиком в обсуждении проекта областного закона № 23-7 «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
В своем выступлении Алексей Вячеславович Циганков отметил, что Контрольно-счетной палатой Смоленской области в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.
Основные направления бюджетной и налоговой политики области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сохраняют преемственность в отношении приоритетов, определенных ранее, и ориентированы в первую очередь на реализацию основных задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Среди основных задач бюджетной и налоговой политики области на среднесрочную перспективу следующие:
- сохранение долгосрочной устойчивости экономики и бюджетной системы области в условиях изменения геополитической обстановки и ее влияния на экономическую ситуацию, развитие региональной доходной базы, привлечение инвестиций в экономику региона;
- стратегическая приоритизация расходов бюджета, направленных на достижение целей и целевых показателей национальных проектов, а также результатов входящих в их состав наших региональных проектов;
- сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области, безусловное исполнение всех социально значимых обязательств.
Исходя из поставленных задач, определены основные направления налоговой политики области на 2024-2026 годы, среди которых хотелось бы отметить стимулирование экономической и инвестиционной деятельности и поддержку малого и среднего бизнеса - в данном направлении продолжится реализация комплекса мер, направленных на создание комфортных условий для деятельности инвесторов и привлечения инвестиций на территорию области для реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.
В среднесрочном периоде будут сохранены: инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций; предоставленная инвесторам, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, налоговая преференция в форме освобождения от уплаты налога на имущество, а также внедренный с 2023 года механизм региональных инвестиционных проектов, в рамках которого для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций.
Безусловно, сохраняют свою актуальность и такие направления налоговой политики, как мобилизация доходов; совершенствование администрирования доходов; оценка налоговых расходов области.
Бюджетная политика области ориентирована на обеспечение финансовой стабильности, улучшение качества жизни и благосостояния населения.
Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период следует отметить:
В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития за 2023 год отмечается, что социально-экономическое развитие региона характеризуется положительной динамикой таких показателей, как индекс промышленного производства; индекс производства продукции сельского хозяйства; оборот розничной торговли; объем инвестиций в основной капитал.
Объем валового регионального продукта по прогнозной оценке за 2023 год составит 483,3 млрд. рублей, что на 60,6 млрд. рублей выше ранее прогнозируемого. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за год по оценке составит 103,9 %, что также выше ранее прогнозируемого.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по прогнозной оценке в 2023 году составит 71,0 млрд. рублей, что выше ранее прогнозируемого показателя на 4,8 млрд. рублей.
Индекс потребительских цен (инфляция) за год оценивается в 107,5 %, что на 1,4 процентных пункта выше ранее прогнозируемого.
По прогнозной оценке в 2023 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций составит 46,1 тысячи рублей и это на 10,5 % выше аналогичного показателя за 2022 год; вырастут и реальные располагаемые денежные доходы населения. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения области составит 12,6 % и это ниже показателя предыдущего года.
Для разработки параметров областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предлагается базовый вариант Прогноза социально-экономического развития области, в котором предполагается снижение темпов естественной убыли населения вследствие мероприятий, направленных на развитие здравоохранения, создание благоприятных условий для повышения рождаемости.
В 2024-2026 годах прогнозируется сдержанный рост промышленного производства с темпами роста, обусловленными общей экономической ситуацией в нашей стране. Так, индекс промышленного производства на 2024 год прогнозируется 102,6 %, на 2025 год – 103,1 %, на 2026 год – 103,4 %.
В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так динамика соответствующих индексов с 2024 по 2026 годы составит: 100,9 %, 101,4 %, 101,0 % соответственно.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2024 году прогнозируются в объеме 76,5 млрд. рублей, с индексом физического объема инвестиций в основной капитал 100,5 %; в 2025 году - с соответствующим индексом 101,8 %; в 2026 году - с индексом 102,1 %.
Индекс потребительских цен (инфляция) на 2024-2026 годы прогнозируется в размере по 104,0 %, при сложившейся за 2022 год в размере 110,3 % и оценкой на 2023 год в размере 107,5 %.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в процентах к предыдущему году составят: на 2024 год - 101,1 %, на 2025 год – 102,8 %, на 2026 год – 101,9 %.
Прогнозируется рост численности рабочей силы с 482,0 тыс. человек в 2023 году (по оценке) до 485,0 тыс. человек в 2026 году.
Основные параметры проекта областного бюджета: предлагаемый к утверждению общий объем доходов областного бюджета на 2024 год в сумме 74,2 миллиарда рублей в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2023 год ниже на 7,4 миллиарда рублей или 9,1 %, что вызвано снижением прогнозируемых безвозмездных поступлений и неналоговых доходов к оценке ожидаемого исполнения по этим источникам в 1,6 раза и в 2,5 раза соответственно.
Соответствующая динамика наблюдается и по расходам: общий объем расходов областного бюджета на 2024 год предлагается к утверждению в сумме 71,8 миллиарда рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2023 год на 5,7 миллиарда рублей или на 7,4 %.
Областной бюджет на 2024 год предлагается с профицитом в сумме 2,4 миллиарда рублей при ожидаемом профиците областного бюджета на 2023 год в сумме 4,1 миллиарда рублей.
Верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2025 года предлагается установить в сумме 24,7 миллиарда рублей, что ниже утвержденного верхнего предела областного государственного внутреннего долга на 1 января 2024 года на 2,5 миллиарда рублей или на 9,3 % и составит 40,2 % от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Объем расходов на обслуживание областного государственного долга на 2024 год предлагается к утверждению в сумме 652,2 миллиона рублей, что менее 1 % от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Контрольно-счетная палата считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в первом чтении.
Также в ходе 3-его заседания Смоленской областной Думы VII созыва Алексей Вячеславович Циганков выступил содокладчиком в обсуждении проекта областного закона № 22-7 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
В своем выступлении Алексей Вячеславович Циганков отметил, что Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» и подготовлено заключение.
Структура доходов и структура расходов бюджета Фонда на 2024-2026 годы не претерпели существенных изменений.
Основную долю в доходах бюджета Фонда в 2024-2026 годах, как и в предыдущие годы, составляют межбюджетные трансферты, получаемые из бюджета Федерального ФОМС (субвенция) - это 98,5 % от общего объема доходов бюджета Фонда. Оставшиеся 1,5 % составляют прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, и неналоговые доходы (штрафы, санкции, возмещение ущерба).
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2024 год в сравнении с характеристиками, утвержденными на 2023 год, прогнозируется с увеличением на 11,4 %, а на плановый период 2025-2026 годов - предлагается с увеличением к предыдущему году на процент увеличения объема субвенции, передаваемой из бюджета Федерального ФОМС в бюджет Территориального ФОМС – это 6,9 % и 6,7 % соответственно.
Концепция формирования расходов на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов сохраняет преемственность с бюджетом текущего года: расходы планируются в рамках комплекса процессных мероприятий «Организация обязательного медицинского страхования» областной государственной программы «Развитие здравоохранения в Смоленской области».
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2024 год в сравнении с характеристиками, утвержденными на 2023 год, прогнозируется с увеличением на 10,1 %, а в части объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам других территориальных фондов обязательного медицинского страхования – на 2,0 %, а на плановый период 2025-2026 годов - предлагается с увеличением к предыдущему году на 6,9 % и 6,7 % соответственно, причем как по общему объему расходов, так и в части объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам других территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Основная доля расходов, как и в предыдущие годы, планируется на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, она составит 98,5 % в общем объеме расходов бюджета Фонда, что на 0,1 процентных пункта больше аналогичного показателя 2023 года.
На финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования за счет прочих межбюджетных трансфертов и за счет неналоговых поступлений; мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования - суммарно планируется 1,5 % общего объема расходов бюджета Фонда.
Бюджет Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сбалансирован по доходам и расходам.
Контрольно-счетная палата считает основные параметры бюджета Фонда возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в первом чтении.