11 ноября 2025 года

11 ноября 2025 года
11 ноября 2025 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков выступил с докладом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2026год и на плановый период 2027 и 2028 годов.
kspso.smolensk.ru
12.11.2025

11 ноября 2025 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков выступил с докладом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2026год и на плановый период 2027 и 2028 годов.

Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.

Основные направления бюджетной и налоговой политики области сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации в условиях внешнего санкционного давления.

Целями региональной налоговой политики является, с одной стороны, обеспечение условий для поддержания устойчивого роста экономики региона, предпринимательской и инвестиционной активности, с другой стороны – сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета.

Достижению поставленных целей, как и в предыдущие годы, будет способствовать решение задач в следующих направлениях:

- стимулирование экономической и инвестиционной деятельности, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса:

- мобилизация доходов.

- совершенствование администрирования доходов.

Также будет продолжена работа по проведению ежегодной оценки эффективности налоговых расходов с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотру условий их предоставления.

Среди основных направлений бюджетной политики Смоленской области на среднесрочный период следует выделить:

- обеспечение финансовой устойчивости, сбалансированности и самостоятельности областного бюджета;

- обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, доступности информации о государственных финансах Смоленской области;

- достижение национальных целей развития Российской Федерации путем реализации мероприятий областных государственных программ, включающих в себя региональные проекты, реализуемые в рамках национальных проектов, в целях повышения качества жизни населения Смоленской области;

Так, расходы на реализацию областных государственных программ прогнозируются на 2026 год - в сумме 88,7 миллиарда рублей и составляют 97,8 % от общей суммы предлагаемых расходов на 2026 год; на 2027 год - в сумме 85,6 миллиарда рублей или 95,9 % от общей суммы расходов; на 2028 год - в сумме 86,0 миллиарда рублей или 93,5 % от общей суммы расходов.

Важным направлением бюджетной политики Смоленской области на среднесрочный период является сохранение уровня финансового обеспечения расходных обязательств по первоочередным и социально значимым направлениям.

Отмечается, что областной бюджет на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов сохраняет социальную направленность, удельный вес расходов на отрасли социальной сферы (социальную политику; образование; здравоохранение; физическую культуру и спорт; культуру, кинематографию) в общем объеме расходов областного бюджета: в 2026 году составляет 59,0 %, что больше показателя 2025 года на 1,5 процентных пункта; в 2027 году -  59,0 %; в 2028 году – 58,5 %.

На исполнение публичных нормативных обязательств в 2026 году предлагаются к утверждению ассигнования в общей сумме 3,8 миллиарда рублей, из которых 1,6 миллиарда рублей это меры социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей.

Предварительные итоги социально-экономического развития региона в 2025 году характеризуется положительной динамикой:

- свыше 100 процентов по оценке сложится индекс промышленного производства, индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, индекс физического объема оборота розничной торговли.

- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 116,5 миллиарда рублей, что на 8,0 миллиарда рублей больше, чем в 2024 году.

- номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций составит 68,9 тыс. рублей, что на 8,5 тыс. рублей (14,0 %) выше аналогичного показателя за 2024 год (60,4 тыс. рублей). При этом реальные располагаемые денежные доходы населения за 2025 год составят 103,8 % к предыдущему году.

Объем валового регионального продукта составит 665,9 миллиарда рублей, что на 57,7 миллиарда рублей выше сложившегося за 2024 год.

Для разработки параметров областного бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов предлагается базовый вариант Прогноза социально-экономического развития. Основным драйвером роста выступит внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, удовлетворение которого будет реализовываться за счет развития экономики предложения и последовательного достижения показателей национальных целей развития.

Валовой региональный продукт на 2026 год прогнозируется в объеме 712,0 миллиарда рублей с индексом физического объема к предыдущему году 101,7 %, на 2027 год – 755,5 миллиарда рублей и 101,7 %, на 2028 год – 802,1 миллиарда рублей и 102,0 %.

Индекс промышленного производства на 2026 год прогнозируется 101,2 %, 2027 год – 101,3 %, на 2028 год – 101,6%.

Прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства. Так  на 2026 год он составит 101,0 %, на 2027 год – 101,7 %, на 2028 год – 101,3 %.

В предстоящий среднесрочный период прогнозируется поступательный рост объема инвестиций в основной капитал: в 2026 году - в объеме 127,1 миллиарда рублей, в 2027 году - в объеме 138, миллиарда рублей, в 2028 году 151,4 миллиарда рублей/

Индекс потребительских цен (инфляция) на 2026-2028 годы прогнозируется в размере 104,0 %, при сложившемся за 2024 год – 110,3 % и оценкой на 2025 год – 108,2 %.

Реальные располагаемые денежные доходы населения на 2026 год прогнозируются в размере 105,5 % к предыдущему году, на 2027 год – 103,9 %, на 2028 год – 103,0 %.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций в 2026 году прогнозируются в сумме 76,7 тыс. рублей или 111,4 % к предыдущему году, в 2027 году – 83,1тыс. рублей или 108,3 %, в 2028 году – 89,2 тыс. рублей или 107,3 %.

Прогнозируется сокращение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах к общей численности населению с 8,0 % в 2025 году (по оценке) до 7,7 % в 2028 году исходя из прогнозируемых реальных располагаемых денежных доходов населения. Реальная заработная плата работников организаций в 2026 году составит 105,7 %, в 2027 году – 104,1 %, в 2028 году – 103,2 %.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличится с 17,6 тыс. рублей по оценке 2025 года до 20,4 тыс. рублей в 2028 году.

Основные параметры бюджета на 2026 год:

Предлагаемый к утверждению общий объем доходов областного бюджета на 2026 год в сумме 89,3 миллиардов рублей, в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2025 год (97,4 миллиарда рублей) ниже на 8,1 миллиарда рублей или 8,4 %.

Снижение общего объема доходов к оценке ожидаемого исполнения обусловлено уменьшением прогнозируемых безвозмездных поступлений на 5,6 миллиардов рублей и неналоговых доходов на 6,6 миллиардов рублей.

Вместе с тем, налоговые доходы, удельный вес которых в общем объеме доходов на 2026 год составляет 81,2 % и основными доходными источниками которых на протяжении ряда лет являются налоги на прибыль, доходы, акцизы, налоги на совокупный доход и налоги на имущество, прогнозируются с увеличением к оценке ожидаемого исполнения на 4,0 миллиарда рублей.

Общий объем расходов областного бюджета на 2026 год предлагается к утверждению в сумме 90,6 миллиарда рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2025 год (101,7 миллиарда рублей) на 11,1 миллиарда рублей или на 10,9 %.

Снижение общего объема расходов на 2026 год к оценке ожидаемого исполнения обусловлено в том числе тем, что объем расходов областного бюджета в 2025 году впервые превысит отметку 100,0 миллиардов рублей - это рекордная цифра расходной части бюджета области.

Областной бюджет на 2026 год предлагается с дефицитом в сумме 1,3 миллиарда рублей.

Верхний предел областного государственного внутреннего долга по долговым обязательствам Смоленской области на 1 января 2027 года предлагается установить в сумме 23,3 миллиарда рублей, в том числе по государственным гарантиям – 1,5 миллиарда рублей, что выше утвержденного верхнего предела областного государственного внутреннего долга на 1 января 2026 года на 1,2 миллиарда рублей.

Верхний предел областного государственного внутреннего долга на 1 января 2028 года предлагается установить в сумме 21,2 миллиарда рублей, в том числе по государственным гарантиям – 1,4 миллиарда рублей, и на 1 января 2029 года – 20,6 миллиарда рублей, в том числе по государственным гарантиям – 1,2 миллиарда рублей, или с уменьшением на 2,0 миллиарда рублей и 0,6 миллиарда рублей соответственно.

Объем расходов на обслуживание областного государственного долга на 2026-2028 годы предлагается к утверждению в сумме 350,0 миллионов рублей ежегодно.

С учетом изложенного Контрольно-счетная палата считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении.

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Контрольно-счетная палата Смоленской области, 2025

8 (4812) 29-15-20 тел./факс.: 8 (4812) 29-10-64
E–mail: ksp-so@yandex.ru
Почтовый адрес: 214008, г. Смоленск, площадь Ленина, д. 1

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!