11 ноября 2024 года

11 ноября 2024 года

11 ноября 2024 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков выступил с докладом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.

kspso.smolensk.ru
11.11.2024

11 ноября 2024 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков выступил с докладом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.

Бюджетная и налоговая политика области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность целей бюджетной и налоговой политики, определенных в предшествующем периоде, и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», Стратегией социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года.

Среди основных задач бюджетной и налоговой политики области на среднесрочную перспективу следующие:

  • сохранение долгосрочной устойчивости экономики и бюджетной системы области в условиях изменения геополитической обстановки и ее влияния на экономическую ситуацию, развитие региональной доходной базы, привлечение инвестиций в экономику региона;
  • стратегическая приоритизация расходов бюджета, направленных на достижение целей и целевых показателей национальных проектов, определенных в соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации;
  • сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области, безусловное исполнение всех социально значимых обязательств;
  • сохранение высокой долговой устойчивости Смоленской области, способствующей обеспечению сбалансированности областного бюджета.

Основные направления налоговой политики области формируются исходя из изменений с 2025 года федерального налогового законодательства, с учетом адаптации экономики региона к изменившимся условиям.

Целями налоговой политики на трехлетний период является, с одной стороны, сохранение условий для поддержания устойчивого роста экономики региона, предпринимательской и инвестиционной активности, с другой стороны – сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета.

Среди основных направлений, способствующих достижению поставленных целей - стимулирование экономической и инвестиционной деятельности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Будут предоставляться введенные ранее меры государственной финансовой поддержки в виде льготного налогообложения резидентов и управляющих компаний индустриальных и промышленных парков; резидентов территории опережающего социально-экономического развития и особой экономической зоны промышленно-производственного типа; инвесторов, заключивших специальные инвестиционные контракты, и ряда других категорий.

Безусловно, сохраняют свою актуальность и такие направления налоговой политики, как: мобилизация доходов; совершенствование администрирования доходов; оценка налоговых расходов области.

Бюджетная политика области призвана обеспечить финансовыми ресурсами расходные обязательства региона по закрепленным за ним федеральным законодательством полномочиям.

Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период следует отметить:

  • обеспечение финансовой устойчивости, сбалансированности и самостоятельности областного бюджета;
  • достижение национальных целей развития Российской Федерации путем реализации мероприятий областных государственных программ, включающих в себя региональные проекты, реализуемые в рамках национальных проектов, в целях повышения качества жизни населения области;
  • сохранение уровня финансового обеспечения расходных обязательств по первоочередным и социально значимым направлениям;
  • развитие практики инициативного бюджетирования в целях вовлечения граждан в бюджетный процесс;
  • проведение мониторинга выполнения органами местного самоуправления заключенных соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, осуществление контроля в указанной сфере.

В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития за истекший период 2024 года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития за 2024 год отмечается, что социально-экономическое развитие региона за истекший период текущего года характеризуется положительной динамикой ключевых показателей:

индекс промышленного производства;

индекс производства продукции сельского хозяйства;

индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»;

индекс физического объема оборота розничной торговли.

Указанные индексы по оценке за год также прогнозируются выше 100 %.

Объем валового регионального продукта по прогнозной оценке за 2024 год составит 618,6 млрд. рублей, что на 112,9 млрд. рублей выше ранее прогнозируемого и на 80,3 млрд. рублей выше сложившегося за 2023 год, при этом индекс физического объема валового регионального продукта в процентах к предыдущему году по оценке составит 106,8 %, что на 5,5 процентных пункта выше ранее прогнозируемого.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по прогнозной оценке в 2024 году составит 106,7 млрд. рублей, что выше ранее прогнозируемого показателя на 30,2 млрд. рублей и на 12,1 млрд. рублей больше, чем в 2023 году, при этом индекс физического объема инвестиций за год по оценке составит 101,0 %, что также выше ранее прогнозируемого.

Индекс потребительских цен (инфляция) за год оценивается в 107,3 %.

По прогнозной оценке в 2024 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций составит 59,5 тыс. рублей, что на 21,0 % выше аналогичного показателя за 2023 год, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения составят 110,0 % к предыдущему году.

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения области составит 10,0 %, что ниже показателя предыдущего года.

Прогноз социально-экономического развития области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Для разработки параметров областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов предлагается базовый вариант Прогноза, предполагающий реализацию мер экономической политики, направленных на обеспечение устойчивого развития региона. Основным драйвером роста выступит внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, удовлетворение которого будет реализовываться за счет развития экономики предложения и последовательного достижения показателей национальных целей развития. В базовом варианте также предполагается снижение темпов естественной убыли населения вследствие мероприятий, направленных на развитие здравоохранения, создание благоприятных условий для повышения рождаемости.

Снижение темпов естественной убыли населения по-прежнему остается главной задачей в сфере демографии.

В 2025-2027 годах прогнозируется рост промышленного производства, при этом темпы роста будут обусловлены общей экономической ситуацией в нашей стране. Так, индекс промышленного производства на 2025 год прогнозируется 102,4 %, на 2026 год – 103,4 %, на 2027 год – 103,0 %.

В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так динамика соответствующих индексов с 2025 по 2027 годы составит: 102,2 %, 102,9 %, 103,2 % соответственно.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2025 году прогнозируются в объеме 116,6 млрд. рублей, с индексом физического объема инвестиций в основной капитал 101,5 %, в 2026 году - 126,4 млрд. рублей, с индексом 101,8 %, в 2027 году - 135,9 млрд. рублей, с индексом 102,3 %.

Индекс потребительских цен - инфляция на 2025-2027 годы прогнозируется в размере 104,5 % в 2025 году и по 104,0 % в 2026-2027 годах, при сложившейся за 2023 год и оценке на 2024 год – более 107 %.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в процентах к предыдущему году составят: на 2025 год - 105,8 %, на 2026 год – 104,4 %, на 2027 год – 102,1 %.

Основные параметры проекта областного бюджета.

Предлагаемый к утверждению общий объем доходов областного бюджета на 2025 год в сумме 71,6 миллиарда рублей в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2024 год ниже на 20,1 миллиарда рублей или 22,0 %, что вызвано снижением прогнозируемых безвозмездных поступлений и неналоговых доходов к оценке ожидаемого исполнения по этим источникам в 4,1 раза и в 2,3 раза соответственно.

Соответствующая динамика наблюдается и по расходам: общий объем расходов областного бюджета на 2025 год предлагается к утверждению в сумме 71,8 миллиарда рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2024 год на 24,2 миллиарда рублей или на 25,2 %.

Вместе с тем, нельзя не отметить беспрецедентно высокие цифры ожидаемого исполнения областного бюджета за текущий год как по доходам – 91,7 миллиарда рублей, так и по расходам – 96,0 миллиардов рублей, что вполне объясняет размер указанных выше отклонений.

Областной бюджет на 2025 год предлагается утвердить с дефицитом в сумме 201,1 миллиона рублей при ожидаемом дефиците областного бюджета на 2024 год в сумме 4,3 миллиарда рублей.

Верхний предел областного государственного долга на 1 января 2026 года предлагается установить в сумме 24,5 миллиарда рублей, что выше утвержденного верхнего предела областного государственного долга на 1 января 2025 года на 739,8 миллионов рублей или на 3,1 % и составляет 37,3 % от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Объем расходов на обслуживание областного государственного долга на 2025 год предлагается к утверждению в сумме 402,1 миллиона рублей, что составит 0,6 % от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Контрольно-счетная палата Смоленской области считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении.

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Контрольно-счетная палата Смоленской области, 2024

8 (4812) 29-15-20 тел./факс.: 8 (4812) 29-10-64
E–mail: ksp@ksp67.ru
Почтовый адрес: 214008, г. Смоленск, площадь Ленина, д. 1

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!