11 июня 2024 года
11 июня 2024 года в здании Дома Советов состоялись публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2023 год.
С докладом о результатах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2023 год выступил председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков.
Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2023 год, которая также включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Проведена финансовая экспертиза проекта областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2023 год» и подготовлено заключение на указанный законопроект.
По результатам анализа представленных отчетных данных об основных показателях социально-экономического развития области за 2023 год отмечается следующее.
Положительную динамику, по сравнению с 2022 годом, показали утвержденные прогнозные показатели по видам экономической деятельности «Промышленное производство» и «Инвестиции в основной капитал» – соответствующие индексы за 2023 год составили 110,6 % и 128,9 %, что выше и прогнозируемого, и уровня 2022 года. Причем объем инвестиций в основной капитал в 2023 году составил 94,6 миллиарда рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году.
Отрицательная динамика, по сравнению с 2022 годом, сложилась в строительстве и сельском хозяйстве – соответствующие индексы за 2023 год составили 80,7 % и 101,8 %.
Вместе с тем, объем производства продукции сельского хозяйства в 2023 году составил 36,1 миллиардов рублей, что на 11,7 % больше, чем в 2022 году.
Положительные тенденции также прослеживаются по следующим направлениям.
Оборот розничной торговли в 2023 году, по данным Смоленскстата, составил 233,4 миллиарда рублей и по сравнению с 2022 годом увеличился на 10,0 %.
Индекс потребительских цен составил 107,1 %, что ниже уровня 2022 года на 4,2 процентных пункта.
Доходы областного бюджета за 2023 год исполнены в сумме 87,0 миллиардов рублей и в сравнении с 2022 годом увеличились на 17,4 миллиарда рублей.
Если рассматривать темпы роста доходов за прошедшие три года в динамике, то они таковы: 12 % - в 2021 году, 10 % - в 2022 году и 25 % - в 2023 году.
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета исполнены в сумме 64,5 миллиарда рублей и в сравнении с 2022 годом увеличились на 13,7 миллиарда рублей – увеличение темпа роста по сравнению с 2022 годом составило 15,3 процентного пункта.
По всем основным доходным источникам, формирующим налоговые доходы областного бюджета, - а ими на протяжении ряда лет остаются: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество организаций – в 2023 году перевыполнены бюджетные назначения и обеспечен рост поступлений в сравнении с предыдущим годом.
Следует отметить, что в структуре налоговых доходов значительно (на 7,6 процентного пункта) увеличилась доля налога на прибыль организаций, причем в сравнении с 2022 годом поступления налога на прибыль организаций увеличились на 8,9 миллиарда рублей или на 57,2 %.
Безвозмездные поступления за 2023 год составили 22,4 миллиардов рублей и в сравнении с 2022 годом увеличились на 3,7 миллиарда рублей или на 19,7 %.
Одно из основных направлений бюджетной политики области – первоочередное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств. Важным инструментом, обеспечивающим реализацию данного направления, на протяжении ряда лет является программный подход при формировании бюджета области.
Областной бюджет сформирован в рамках 33-х областных государственных программ, на реализацию мероприятий которых утверждено 78,2 миллиарда рублей, фактическое исполнение составило 76,6 миллиарда рублей и по сравнению с 2022 годом выросло на 14,8 миллиарда рублей или на 23,9 %.
Наибольший удельный вес в структуре расходов областного бюджета, как и в 2022 году, составили расходы по областным государственным программам:
«Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» - 23,0 %;
«Развитие образования в Смоленской области» - 20,0 %;
«Развитие здравоохранения в Смоленской области» - 18,4 %;
«Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» - 12,8 %.
Для достижения целей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», осуществлялась реализация 41-го регионального проекта, входящих в структуру 12-ти национальных проектов, соответствующие расходы 2023 году составили 19,2 миллиарда рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году.
В структуре расходов областного бюджета расходы на региональные проекты составили 24,6 % от общей суммы расходов областного бюджета, для сравнения в 2022 году расходы на региональные проекты составляли 20,9 % от общей суммы расходов областного бюджета.
Процент исполнения областного бюджета в части расходов на региональные проекты в 2023 году составил 98,7 % для сравнения в 2022 году – аналогичный показатель составлял 94,9 %.
В структуре расходов областного бюджета в 2023 году наибольший удельный вес имеют расходы на региональные проекты, входящие в структуру таких национальных проектов, как:
«Безопасные качественные дороги» - 49,4 %;
«Здравоохранение» - 19,7 %;
«Жилье и городская среда» - 12,6 %;
«Образование» - 8,0 %.
Основным первоочередным направлением бюджетной политики является приоритетность бюджетных расходов, направленных на улучшение качества жизни населения области.
Так на поддержку и развитие отраслей социально-культурной сферы направлено более 42-х миллиардов рублей из них:
- на социальную политику – 17,9 миллиарда рублей;
- на образование – 15,2 миллиарда рублей;
- на здравоохранение – 7,1 миллиарда рублей;
- на культуру, физическую культуру и спорт – 1,8 миллиарда рублей.
Следует отметить рост расходов по разделу «Национальная экономика». В 2023 году эти расходы составили 21,9 миллиарда рублей с ростом к 2022 году на 47,6 %, а к 2021 году – выросли почти в 2 раза.
Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период - долговая политика, основанная на принципах своевременности исполнения долговых обязательств и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств.
Объем областного государственного долга по состоянию на 1 января 2024 года составил 25,3 миллиарда рублей, что составляет 39,2 % от объема доходов областного бюджета за 2023 год (без учета безвозмездных поступлений).
Это на 6,2 процентного пункта ниже, чем аналогичный показатель на 1 января 2023 года и на 16,2 процентного пункта ниже аналогичного показателя на 1 января 2022 года.
Структура областного государственного долга за 2023 год претерпела принципиальные изменения.
По состоянию на 1 января 2024 года бюджетные кредиты составили 100 % от общего объема долговых обязательств.
Кредиты кредитных организаций, в структуре государственного долга по состоянию на 1 января 2024 года отсутствуют, на начало 2023 года они составляли 1,3 миллиарда рублей.
По данным сайта Министерства финансов Российской Федерации Смоленская область по объему государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2024 года:
- среди субъектов Российской Федерации занимает 42-е место (из 89-ти субъектов);
- по Центральному федеральному округу занимает 9-е место (из 18-ти субъектов.
Расходы на обслуживание областного государственного долга в 2023 году составили 59,9 миллиона рублей, что в 2,5 раза меньше аналогичных расходов 2022 года.
Приведенные цифры наглядно свидетельствуют об успешном решении задач в сфере долговой политики области.
В целом, проанализировав годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2023 год, а также проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2023 год» и представленные к нему документы, Контрольно-счетная палата отмечает в качестве ключевых выводов:
- рост поступлений по всем основным доходным источникам;
- значительное увеличение темпов роста по ключевым показателям по сравнению с 2022 годом;
- успешное решение задачи концентрации расходов на приоритетных направлениях;
- принципиальное изменение структуры областного государственного долга и, как следствие, значительное снижение расходов на его обслуживание.
Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата не установила оснований, препятствующих принятию областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2023 год».
В целом, проанализировав годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2023 год, а также проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2023 год» и представленные к нему документы, Контрольно-счетная палата не установила оснований, препятствующих принятию областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2023 год».